Как формируется трейдер – от ясель до взрослой жизни

Рейтинг самых лучших брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Идеально подходит для новичков и средне-опытных трейдеров.
    Бесплатное обучение и демо-счет!
    Дают бонус за регистрацию:

Жизненный путь трейдера (Стадии развития)

Стадии трейдера

Каждый трейдер проходит свой долгий или короткий жизненный путь, который, условно конечно, можно разделить на 5 стадий трейдера. Трейдинг — процесс, который приносит большие деньги или большое разочарование, поэтому не каждый вообще способен дойти до пятой или даже третьей стадии, для этого нужно терпение и выдержка плюс крепкие нервы. Предлагаю вашему вниманию вот такую классификацию, описанную когда-то одним опытным практиком, она отражает весь жизненный путь трейдера с его циклическими периодами.

Путь трейдера. Стадия №1: Подсознательная некомпетентность

На первом шагу вы начинаете присматриваться к процессу трейдинга. Вы понимаете, что это очень неплохой способ делать деньги. Вы думаете: «это удобный и эффективный вид заработка, который принесёт мне хорошую прибыль». Цена двигается вверх и вниз, какие же тут секреты – начинаем! Вы берете сразу много лотов в надежде на краткосрочную прибыль. Как только вы открываете позицию, рынок разворачивается в другую сторону, и вы уходите в минус, так повторяется несколько раз. Вы пытаетесь возместить ваши потери, удваивая каждый раз свои сделки – иногда это срабатывает, но чаще нет, и вы в рассеянности. Ну, это первый шаг – абсолютно очевидно, что вы ничего не смыслите в трейдинге. Эта стадия трейдера длится неделю или две, но рынок быстр и вы переходите на вторую.

Путь трейдера. Стадия №2: Осознанная некомпетентность.

На этой стадии трейдер осознаёт, что форекс наподобие игры с огнём, и чтобы не обжечься надо многое постичь. Вы осознали свою некомпетентность – у вас нет навыков или проницательности, чтобы получать регулярный доход. На этой стадии вы покупаете множество систем и книг, читаете сайты от России до Украины и начинаете искать золотую середину. На этой стадии вы перепробуете много методов работы и систем, никогда не задерживаясь настолько, чтобы заметить действительно ли система работает. Каждый раз, когда будет появляться новый индикатор, вы будете в восторге, думая, что он всё изменит в вашу пользу. Вы будете тестировать автоматические системы в Meta-Trader, будете играть с MA, Фибо, сопротивлением и поддержкой, пивотами, фракталами, дивергенцией, DMI, ADX, и сотнями других вещей, надеясь в глубине души, что ваша «магическая система» заработает сегодня! Вы будете ловить взлеты и падения цены со своими индикаторами, пытаясь найти наилучший момент совершения сделки. Вы подадитесь в пипсовку и начнёте заниматься скальпированием, думая, что это наиболее удачная стратегия. Ведь многие пипсуют и зарабатывают, однако всё равно профит не наступает.
Вы будете пытаться использовать признаки, какие используются другими, это не сработает. Вы будете пытаться покупать сигналы – они тоже не сработают.
Эта стадия пути трейдера может длиться довольно долго. Если вы уже убили не один депозит, а может и бросали это дело несколько раз, то вновь вернувшись, переходите к третьей стадии.

Путь трейдера. Стадия №3: Эврика!

В начале этой стадии «яблоко падает вам на голову» и вы понимаете, что главное это не система. Вы осознаете что, можно делать деньги и парой-тройкой основных трендовых индикаторов и осцилляторов, но только если вы держите себя в руках и у вас правильный money management. До вас доходит, что в торговле на форекс очень важен психологический аспект. Форекс для людей с крепкими нервами и холодной головой. И, наконец, приходит просветление! Вы неожиданно понимаете, что не вы, не кто-либо другой может аккуратно предсказать, что рынок будет делать в следующие 10 секунд, не говоря уже о 20 мин. Вы начинаете работать по одной системе, которую вы приспособляете под себя, становитесь счастливее и знаете свой «порог риска». Вы начинаете торговать, если ваша система говорит о хорошей вероятности выигрыша. Если ваша позиция оказывается убыточной, вы не расстраиваетесь, потому что знаете о непредсказуемости рынка. Главное понять, что это не ваша ошибка, а данность. Следующая позиция будет иметь большую вероятность выигрыша, потому что ваша простая система работает. Главное понять, что в торговой игре самое главное – следовать системе и дисциплинировано совершать сделки. Вы научились правильному money management и плечу, и только сейчас вы осознали правоту тех, кто давал вам советы в прошлом. Эврика приходит в том момент, когда вы честно признали, что вы не можете предсказать рынок.

Путь трейдера. Стадия №4: Осознанная компетентность.

Ок, сейчас вы совершаете сделки, когда ваша система говорит вам это делать.
Вы воспринимаете потери так же легко, как и выигрыши. Вы уверенно ставите тейк профит и стоп лосс, причём последний срабатывает всё реже, и позволяете добираться ордеру до максимально выигрышной позиции. Наступает стадия, когда ваш счет колеблется у постоянного уровня, день за днем. Есть периоды, когда вы в плюсе на 100 пипсов и минусе на 100. Одним словом удерживаете баланс и не теряете денег. Постепенно вы всё больше закрываете профитных позиций. Если вы отдаёте пипсы, то знаете, что они вернуться назад. Это длится несколько месяцев.

Последняя стадия трейдера: Подсознательная компетентность

Вот сейчас, прямо как, управляя автомобилем, вы торгуете целый день, делая всё на подсознательном уровне.
Вы работаете на автопилоте. Вы начинаете работать над большими сделками, делаете 100 пипсов в день и считаете это нормальным. Вы управляете эмоциями и вы трейдер со стремительно растущим счетом. Когда торговля уже не будет возбуждать, а отношение к ней будет, как к повседневной работе вы можете с уверенностью сказать: «Я – профессиональный трейдер!»

Сообщества › Будь Лучше Каждый День › Блог › Как быть взрослым — теория взрослого развития Роберта Кигана

Вы когда-нибудь задумывались о том, что значит быть взрослым?
Я не говорю о закупках в супермаркете или о том, как взять новый кредит. Я имею в виду то, каким образом мы можем развиваться в течение взрослой жизни. Как нам стоит разрешать конфликты, воспринимать мир и взаимодействовать с людьми вокруг нас?

Что касается детского возраста, то здесь всё достаточно просто. У детей существуют определённые фазы развития и ритуалы (кризис двух лет, бар-мицва, празднование шестнадцатилетия и др.). Таким образом, мы более или менее знаем, что ожидать по мере их взросления.

Но что мы знаем относительно взрослой жизни? Для большинства из нас взросление просто случается. У нас нет рабочей модели, которая помогла бы понять, где мы находимся и где мы хотели бы оказаться.

Именно для разрешения данных вопросов нам может быть полезна теория взрослого развития профессора Роберта Кигана.

Роберт Киган (в прошлом профессор психологии из Гарварда) показывает, что взрослые люди, подобно детям, проходят через 5 определённых стадий развития.

Становление «взрослым» означает переход к более высоким стадиям развития. Это подразумевает развитие независимого самоощущения и приобретение черт, ассоциирующихся с мудростью и социальной зрелостью. Сюда же можно отнести развитие самоосознания, больший контроль над собственным поведением и возрастающую способность управлять отношениями и социальными факторами, влияющими на нас.

Однако большинство из нас (порядка 65% от общей численности населения) не становятся высоко функциональными «взрослыми», т. е. никогда не вырастают далее 3 стадии (из 5!). Нам по-прежнему недостаёт независимого самоощущения, поскольку многое из того, во что мы верим, что мы думаем и переживаем, обусловлено нашими представлениями о том, как нас видят другие.

Каким образом мы взрослеем? Трансформация и переход от субъекта к объекту
Теория Роберта Кигана выделяет 5 независимых стадий развития (стадии 1 – 5).

Перед тем как мы погрузимся в теорию, нам необходимо понять две основополагающие идеи:

Трансформация
Многим из нас кажется, что быть взрослым просто-напросто означает становиться лучше в том, что мы делаем (приобретать новые навыки и знания). Роберт Киган не согласился бы с этим.

Согласно его теории, становление взрослым связано не столько с изучением новых вещей (добавлением новых предметов в «контейнер» ума), сколько с трансформацией — изменением способов мышления и понимания мира (изменением самой формы «контейнера»).

Трансформация сродни «личностному коперниканскому перевороту». До открытий Коперника считалось, что Земля является центром Солнечной системы. Затем Коперник доказал, что центром является Солнце. И хотя физически ничего не изменилось, наше понимание и восприятие мира трансформировалось.

Подобный процесс происходит с нами постоянно. Вспомните, например, книгу, которую вы не так давно перечитали спустя много лет. Хотя информация та же самая (те же слова, та же книга), понимание прочитанного сильно изменилось (а значит, изменилось и понимание мира!). Это и есть трансформация.

Только посредством трансформации мы можем продвигаться к более высоким стадиям развития (именно поэтому переживание личной трагедии может явиться подобным катализатором для изменений).

Переход от субъекта к объекту
Продвижение к более высоким стадиям требует сдвига от субъекта к объекту. То, что мы знаем, перестаёт быть Субъектом (где это контролируют нас) и становится Объектом (где мы можем владеть этим).

Это моя излюбленная часть теории. Она базируется на предпосылке, что чем больше мы воспринимаем скрытые Субъекты как Объекты, тем более ясно мы видим себя, мир и людей в нём.

Субъект («Я есть …») — представления о себе, к которым мы привязаны, и поэтому неспособны осмыслить их или посмотреть на них объективно. Они включают в себя черты характера, различные предположения о том, как функционирует мир, поведение, эмоции и т. д.

Объект («У меня есть») — концепции, которые мы можем отделить от себя. На которые мы способны посмотреть, которые можем осмыслить и контролировать.

Например, у многих из нас сдвиг с субъекта на объект происходит касательно вопросов религии. В юном возрасте религия является для нас частью субъекта, это представления вроде «я католик» или «я иудей» и т. п. Принадлежность к той или иной конфессии зависит от родителей и сообщества, в котором мы росли. В подобном случае у нас нет простора для анализа и постановки вопросов в отношении устоявшихся верований.

Когда мы взрослеем, вопрос о выборе религии становится более объективизированным, то есть я — это уже не мои верования. Теперь я являюсь человеком с теми или иными верованиями, который может сделать шаг назад, осмотреться и выбрать то, во что ему верить.

По моему собственному опыту, чем больше я могу отойти назад и проанализировать, осознать собственное поведение, чувства, влечения и нужды, тем в большей степени я могу оперировать с позиции целостности, спокойствия и силы.

Это напоминает буддийскую идею об отсутствии привязанности. Страдание возникает из-за чрезмерного отождествления с мыслями, убеждениями, эмоциями и т. д. Где же здесь решение? Непривязанность. Отсутствие привязанности не есть безразличие. Скорее это способность видеть всё вышеперечисленное более объективно: я не есть мои чувства, эмоции, воспоминания, однако я обладаю ими.

Трансформация и переход от субъекта к объекту критически важны для процесса взросления.

Где вы находитесь?

Стадии развития согласно теории Роберта Кигана:
Стадия 1 – Импульсивный разум (раннее детство)
Стадия 2 – Имперский разум (подростковый возраст, 6% от взрослого населения)
Стадия 3 – Социализированный разум (58% от взрослого населения)
Стадия 4 – Самоавторствующий разум (35% от взрослого населения)
Стадия 5 – Самотрансформирующийся разум (1% от взрослого населения)

Я фокусируюсь на стадиях 2 – 5, потому что они наиболее актуальны для взрослого населения. Большую часть времени мы находимся в состоянии перехода между стадиями и/или ведём себя исходя из перспектив разных стадий с различными людьми (например, исходим из стадии 3 в общении со своим партнёром и стадии 4 в отношениях с коллегами).

Наша «цель» — научиться отслеживать, на какой стадии мы находимся, когда и с кем. Только после этого мы сможем целенаправленно работать над изменением наших взглядов, мыслей, чувств и действий.

Обратите внимание, что в процессе перехода от предыдущей стадии к последующей то, что являлось субъектом, становится объектом.

Стадия 2 — Имперский разум (6 лет — подростковый возраст, некоторые взрослые)
Вторая стадия обычно включает в себя только подростков, однако некоторые взрослые никогда не эволюционируют дальше этой ступени. Думаю, мы все знаем людей, которые попадают в эту категорию.

Субъект: нужды, интересы и мечты
Объект: импульсы, чувства, восприятие
На второй стадии основной акцент делается на собственных нуждах, интересах и планах.

Отношения являются транзакционными. Для человека на стадии 2 другие люди — лишь способ удовлетворения собственных нужд, что является противоположностью взаимному внутреннему опыту (наши чувства по отношению друг к другу). Человек переживает из-за того, как другие воспринимают его, но лишь потому, что подобные впечатления могут привести к определённым последствиям. Например, когда друзья на стадии 2 не врут друг другу, это связано со страхом отмщения, а не с тем, что они ценят честность и открытость в отношениях.

Более того, индивидуум следует определённым правилам, философии, общественному движению или идеологии из-за наличия внешних поощрений или наказаний, но не потому, что искренне верит в них. Например, человек на данной стадии развития не станет обманывать из-за страха перед последствиями, а не потому, что подобное действие идёт вразрез с его ценностями.

Стадия 3 — Социализированный разум (большинство взрослого населения)
Большинство из нас находятся на этой стадии.

Субъект: межличностные отношения, взаимность
Объект: нужды, интересы, мечты
На третьей стадии внешние источники формируют наше самоощущение и понимание мира.

В то время как на второй стадии наиболее важными вещами были наши личные нужды и интересы, на стадии 3 их заменяют идеи, нормы, убеждения окружающих людей и систем вокруг нас (например: семья, общество, идеология, культура).

Впервые мы начинаем переживать себя как функцию того, как люди относятся к нам. К примеру, мы вбираем внешний взгляд на нас («они думают, что я выгляжу глупо») и делаем это частью нашего внутреннего опыта («я глупый»).

Больше характеристик:
— Мы приобретаем наши мысли, убеждения, моральные устои из внешних источников.
— Мы берём слишком много личной ответственности за то, как люди воспринимают нас. В результате мы тратим чрезмерно много энергии на то, чтобы не ранить чувства других.
— Мы ищем подтверждения вовне. Например, студент не знает, насколько успешно он освоил предмет, пока не увидит оценку за тест. — — Работник не представляет, как прошло совещание, пока коллеги не дадут обратную связь.
— У нас нет сильного, независимого чувства собственного «я». Когда существует конфликт между значимыми идеологиями, социальными институтами или людьми, мы испытываем трудности в поиске ответа на вопрос: «Чего я хочу?». Мы слишком сфокусированы на ожиданиях других людей и социальных ролях.
— Мы больше не рассматриваем других людей как средство достижения собственных целей. Мы способны интернализировать точки зрения окружающих людей и действительно заботиться об их мнении, не только из-за последствий от этих мнений для нас. Я беспокоюсь о том, что ты злишься, потому что я забочусь о тебе и наших отношениях, а не потому, что ты не позовёшь меня на вечеринку.

Возьмём в качестве примера обман:
Обманщик на стадии 2: обеспокоен тем, что может быть пойман, и другими последствиями.
Обманщик на стадии 3: чувствует вину и беспокоящий разлад, потому что обман является чем-то неправильным и идёт вразрез с его системой ценностей.
Для большинства людей социальная зрелость заканчивается здесь. Однако потенциально развитие может продолжаться дальше и выше.

Субъект: авторство себя, идентичность и мировоззрение
Объект: отношения, взаимность
На четвёртой стадии мы сами можем определять, кто мы, а не полагаться на восприятие других людей, наши отношения или окружение.

Мы понимаем, что являемся людьми с мыслями, чувствами и убеждениями, которые независимы от стандартов и ожиданий среды. Теперь мы способны отличать чужие мнения от своего и формулировать собственное суждение. Мы можем даже помешаться на том, какие мы — я именно такой человек, я выступаю вот за это и т. д.

Мы развиваем внутреннее ощущение направления и способность следовать собственным путём, который творим мы сами.

— Мы способны подвергать сомнению ожидания и ценности, занимать чёткую позицию, ставить ограничения и независимо решать проблемы.
— Мы можем брать ответственность за собственные внутренние состояния и эмоции: «Я чувствую злость, потому что интерпретирую то, что ты сделал, как нарушение важных для меня ценностей, а если бы я проинтерпретировал твои действия иначе, я мог бы почувствовать грусть».
— Мы сами формируем наше понимание мира и не позволяем контексту делать это за нас.
-Мы осознаём, что мы постоянно меняемся и что наше самоощущение по своей природе изменчиво.

Стадия 5 — Самотрансформирующийся разум
Субъект: Я есть
Объект: авторство себя, идентичность, мировоззрение
Всего лишь 1% взрослых достигает пятой стадии.

На стадии 5 самоощущение не привязано к определённым идентичностям или ролям, однако постоянно творится посредством их исследования и в дальнейшем оттачивается при взаимодействии с людьми.

Это схоже с буддийской идеей эволюционирующего «я», которое находится в постоянном потоке изменений.

Больше характеристик:
— Мы творим сами себя и при этом готовы работать с авторитетом других. Мы можем ставить под вопрос не только внешний авторитет, но и самих себя.
— Мы более не являемся заложниками нашей идентичности. Мы способны разглядеть сложность жизни, расширить рамки самих себя и оставаться открытыми к возможностям. Наша идентичность ограничена, а поскольку обстоятельства жизни будут постоянно меняться, наша личность должна меняться соответственно.
— Мы способны удерживать множество различных взглядов и идеологий одновременно. Таким образом мы обретаем способность рассматривать вопрос с разных точек зрения.

Что теперь?
Теперь, когда вы познакомились с описанием каждой из стадий, как вы думаете, на какой из них вы находитесь сейчас? И где бы вы хотели очутиться?

Согласно наблюдениям Роберта Кигана, все мы верим, что располагаемся на более высоких стадиях, чем есть в действительности. Уделите пристальное внимание тому, как вы ведёте себя в различных контекстах и с разными людьми.

Не взрослость, а «формирующаяся зрелость». Ученые выделили новый период в жизни людей

Генри нельзя было назвать целеустремленным. После учебы в Гарварде он переехал обратно к родителям, начал преподавать, две недели спустя бросил. Попробовал стать коммивояжером, поработал на отцовской фабрике по производству карандашей, снова перебивался репетиторством и между делом предавался своей истинной страсти: писательству. Свою первую книгу, «Неделя на реках Конкорда и Мерримака», он опубликовал спустя 12 лет такой странной жизни, во многом благодаря своему верному другу и наставнику Ральфу Уолдо Эмерсону. Сегодня мы знаем его как видного американского писателя Генри Торо.

Такой творческий и карьерный путь никого не удивлял в XIX столетии: молодые люди того времени постоянно перемежали периоды независимости с периодами зависимости, а убеждение в том, что переход ко взрослой жизни в прошлом проходил более плавно и безболезненно — это вообще миф (так пишет профессор истории Стивен Минц в своей книге The Prime of Life).

Если воспринимать взросление как набор маркеров (работа, переезд от родителей, брак, дети), выяснится, что большую часть человеческой истории (за исключением 50-х и 60-х годов прошлого века) взросление проходило кое-как.

И тем не менее именно эти маркеры мы продолжаем связывать со взрослением, а если кто-то слишком долго дорастает до этих маркеров или вообще их игнорирует, мы считаем таких людей незрелыми и инфантильными. И пока взрослые считают своим священным долгом жаловаться на современную молодежь, эта самая молодежь и в самом деле ощущает себя детьми, которые лишь примеряют папины ботинки или мамины туфли.

Достижение определенного возраста ничего не говорит о степени взросления. А что говорит? Люди все позднее вступают в брак и рожают детей, но и эти факты имеют мало общего со взрослением. Так что же делает нас взрослыми?

Взросление как социальный конструкт

Взросление — это социальный конструкт, как и детство, со своими последствиями для реальной жизни. Именно социальные конструкты определяют уровень ответственности за свои действия, принимаемые в обществе роли, взгляд людей друг на друга и на себя самих. Однако взросление сложно определить даже в самых, казалось бы, однозначных аспектах, таких как физическое развитие или обязанности перед законом.

В США нельзя употреблять алкоголь до 21 года, а голосовать и служить в армии можно уже в 18. Фильмы для взрослых можно смотреть с 17 лет, а устраиваться на работу — с 14.

Лоуренс Стейнберг, ведущий профессор психологии в Университете Темпл, утверждает, что хронологический возраст не всегда можно считать хорошим признаком зрелости, но он необходим для практических целей. «Нам всем знакомы и вполне зрелые и мудрые люди 21–22 лет от роду, и беспомощные и незрелые того же возраста. Но нельзя же заставлять людей проходить тесты на зрелость, чтобы решить, можно им уже покупать алкоголь или нет».

Взросление как телесная зрелость

Еще один из способов измерить уровень взросления — это телесная зрелость. Ведь должна же быть какая-то точка в развитии, после которой мы прекращаем телесно развиваться и становимся взрослым организмом? Однако и это зависит от единиц измерения. Сексуально люди становятся зрелыми после пубертатного периода, который может начаться в возрасте 8–13 лет для девочек и 9–14 лет для мальчиков, и всё это — варианты нормы.

К тому же простое достижение половой зрелости не означает прекращение роста и развития. Кстати, в течение столетий критерием зрелости служило физическое развитие (а если конкретнее — развитие скелета).

Например, в Великобритании, согласно Фабричному законодательству 1833 года, признаком того, что ребенок готов работать на заводе, служило появление второго коренного зуба (а это обычно происходит в возрасте 11–13 лет).

Если говорить о физической зрелости, многое зависит от того, какую часть тела мы рассматриваем. Скажем, зубы мудрости, как правило, прорезываются в возрасте 17–21 года, а кости запястья и ладони, по которым часто определяют возраст, полностью развиваются в разное время: запястный сустав полностью сформирован к возрасту 13–14 лет, а другие кости руки (пястная, фаланги, локтевая, лучевая) — к 15–18 годам. Последней в теле созревает ключица (в возрасте от 25 до 35 лет). Собственно, поэтому возраст в годах ничего не говорит о нашем физическом развитии.

Взросление как культурная практика

Ну что ж, развитие тела мало нам помогает в определении границ взросления. Может быть, нам поможет культура? Конфирмация, бар-мицва или вечеринка в честь пятнадцатилетия — это события, посвященные переходу в другой возраст. В теории. А на практике в современном обществе тринадцатилетняя девочка зависима от родителей и после своей бар-мицвы. Возможно, у нее появится чуть больше обязанностей в синагоге, но до взросления ей еще очень далеко.

Да и сама идея некой церемонии перехода из одного состояния в другое предполагает, что у нас внутри есть какой-то переключатель, который позволит нам быстро перейти в другой статус.

Другие события, связанные с идеей переключателя — это выпускные в школе или в институте. Их отличает от бар-мицвы только одно: одновременно переход совершает несколько сотен, а то и тысяч человек. Однако крайне редко кто-то из нас после выпуска сразу начинает взрослую жизнь, да и в целом среднее и высшее образование значительно продлевают период детства и юности.

Образовательная реформа, проводившаяся в течение XIX столетия в США, оставила позади разнородные частные школы и домашнее обучение и закрепила главенство государственных образовательных учреждений, в которых дети делились строго по возрасту. К 1918 году каждый штат страны обязывал детей посещать школу. Эти реформы были призваны создать лестницу взросления на институциональном уровне, предложить пошаговый путь для движения к зрелости.

Взросление как зрелость мозга

Ситуация, когда молодые люди учатся до 21–22 лет, вполне соотносится с современными научными представлениями о развитии мозга.

В возрасте 22–23 лет наш мозг уже практически полностью сформирован, по утверждению Стейнберга, исследователя развития мозга и подросткового периода. Это не означает, что после достижения этого возраста мы уже не можем обучаться. Еще как можем! Нейропластичность остается с нами на протяжении всей жизни. Однако нейропластичность взрослого отличается от таковой у подростка, у которого идут мощные процессы образования новых и отмирания старых связей. Во взрослом возрасте всё еще возможны некоторые изменения, но нейронная структура уже не меняется.

«Разница примерно такая же, как между капитальным и косметическим ремонтом. Однако основные функции мозга созревают до наступления 16-летия — логическое мышление, планирование, способность к высокоуровневому абстрагированию», — утверждает Стейнберг.

16-летний молодой человек с тестами на интеллект справится не хуже, чем взрослый. А вот элементы высшей нервной системы, такие как префронтальная кора (отвечающая за процесс мышления) и лимбическая система (отвечающая за эмоциональную сферу, мотивацию и поведенческие реакции), созревают значительно дольше.

До момента полного созревания этих систем мы менее способны контролировать свои импульсы. Именно по этой причине приговоры для несовершеннолетних отличаются от приговоров взрослым людям за те же деяния.

Тем не менее, как мы видим, мозг может быть достаточно зрелым для одних задач и незрелым для иных. К примеру, по мнению Стейнберга, нет никаких причин не позволять голосовать 16-летним молодым людям, учитывая зрелость логических функций их мозга.

Формирующаяся зрелость

Большинству сегодняшних молодых людей примерно 18–25 лет необычайно сложно ответить на вопрос, считают ли они себя взрослыми. Профессор психологии Дженсен Арнетт из Университета Кларка называет этот тревожный переходный период от юности ко взрослости «формирующейся зрелостью» (emerging adulthood) . Он может продлиться и до 25, и до 29 лет. Подростковый период очевидно заканчивается лет в 18, когда дети оканчивают школу, признаются совершеннолетними и часто покидают родительский дом.

А вот период формирующейся зрелости может продлиться сколь угодно долго. Такой открытый срок окончания породил достаточно разногласий по поводу того, считать ли эту формирующуюся зрелость отдельным жизненным этапом.

Стейнберг, к примеру, склонен не относить этот период к отдельной стадии жизни, но предпочитает думать о нем как о продолжающейся юности. Юность для Стейнберга начинается с пубертатного периода и заканчивается после принятия на себя взрослой роли. Он отмечает, что в XIX веке от первой менструации до замужества проходило приблизительно 5 лет. В 2020 году этот период составлял уже 15 лет (благодаря тому, что первая менструация в среднем приходит к девочкам раньше, а замужество случается позже).

В общем, многие критики теории формирующейся зрелости не считают нужным выделять этот переходный период в отдельный возрастной период, более важным считая тот факт, что сам процесс перехода во взрослую жизнь стал занимать больше времени. Сегодня у большинства людей есть некоторый период, когда они уже независимы от родителей и учебы, но пока не состоят в браке и не завели детей.

Возможно, это происходит потому, что брак и дети уже не считаются необходимыми атрибутами взрослой жизни.

Критерии взрослости

По Арнетту, существует три критерия взрослости — «Большая тройка»: ответственность за себя, независимость в принятии решений и финансовая независимость. Эти три критерия обрели большой вес не только в США, но и в других странах мира (Китае, Греции, Израиле, Индии, Аргентине), правда, с некоторыми нюансами. Например, в Китае к этим критериям добавляют возможность финансово поддерживать своих родителей, а в Индии — обеспечить безопасность своей семьи.

Из трех критериев взрослости два являются субъективными (независимость и ответственность), измерению поддается только финансовая независимость. Остальное оценить может только сам субъект.

Ученый-исследователь психологии развития Эрик Эриксон представил свои стадии развития, каждая из которых призвана найти ответ на центральный вопрос. Для подростничества центральным вопросом является идентичность, поиск самого себя и своего места в этом мире. В юности фокус внимания смещается на поиск близких отношений и построение дружеских и романтических связей.

Энтони Берроу, доцент кафедры развития человека в Корнеллском университете, изучает вопрос поиска смысла жизни в среде молодых людей. Вместе с коллегами он обнаружил, что жизненная цель у них ассоциируется с поиском своего места среди других студентов. Стремление к цели было связано с большей удовлетворенностью жизнью и позитивными чувствами. Также ученые просили респондентов оценить по шкале соответствия своим чувствам утверждения вроде «Я ищу цель или миссию в своей жизни».

Ищущие цель демонстрировали более позитивные чувства, чем не ищущие ее. А процесс поиска — это шаг на пути к формированию идентичности, которая, в свою очередь, необходима для осознания себя взрослым.

Процесс поиска полон препятствий и разочарований, но он крайне важен.

Когда тебе около 20 лет, это лучшее время для поиска, поскольку именно в это время жизнь обрастает многочисленными целями. Берроу говорит:

«В среднем возрасте по причине семьи и работы человек уже не настолько склонен размышлять о том, кто он такой, а если такое и случается, эти размышления дорого обходятся… Гораздо дороже и физиологически, и психологически, и в социальном плане, чем тот же поиск в более молодом возрасте».

Легкое взросление как историческая аномалия

Исследователь образования Роберт Хевигхерст утверждал, что существуют некоторые вполне конкретные «задачи развития», которые необходимо решить: найти партнера, научиться с ним / с ней жить, завести семью, воспитать детей, получить профессию, обзавестись домом. Это традиционные взрослые роли, которые можно увидеть в любом семейном ситкоме и которые, как считается, современная молодежь не разделяет и не ценит.

Хевигхерст разрабатывал свою теорию развития в 40–50-е годы, поэтому она ожидаемо была продуктом своего времени. Экономический послевоенный бум приблизил взросление, сделал его доступным: молодым мужчинам хватало работы, а образования для многих должностей не требовалось, и на эти деньги вполне можно было прокормить семью. А общественные взгляды того времени давали приоритет необходимым признакам благополучия: работа, жена, дом, детишки.

Однако этот период был лишь исторической аномалией. Минтц пишет:

«За исключением краткого периода после Второй мировой войны крайне редко бывало так, что молодые люди умудрялись добиться всех маркеров взрослости до 25—30-летия».

Вопреки нашим представлением, наши предки не были суперответственными зрелыми людьми, взирающими на жизнь с хладнокровием и достоинством, пока всю эту идиллию не разрушила современная ленивая молодежь. Как и сейчас, в те времена молодые люди пытали счастья где придется, ошибались, возвращались домой и продолжали скитаться.

А чтобы жениться, многим молодым мужчинам приходилось ждать смерти отца, чтобы получить наследство. По крайней мере, сегодня свадьба не требует летального исхода одного из родственников.

Золотой век простого взросления долго не продлился. Уже с 1960-х возраст вступления в брак стал увеличиваться, а законченное среднее образование стало необходимостью. Общество до сих пор ценит старые маркеры, но для их достижения уже нужно стараться гораздо больше.

Дженсен Арнетт подмечает удивительную вещь:

«Когда люди 50–70 лет смотрят на сегодняшних взрослеющих, они сравнивают их со своей молодостью и считают, что те с жиру бесятся. Но ведь со стороны старшего поколения это не что иное, как нарциссизм: иронично, что именно за это качество они и обвиняют сегодняшнюю молодежь».

По его мнению, современные молодые люди желают того же, что и их родители: построить карьеру, создать семью, завести детей (может быть, не всё из этого списка, но хотя бы часть). Они просто не считают эти критерии тем, что определяет зрелость.

К сожалению, общество этого не понимает, и более старшее поколение не воспринимает молодых людей как взрослых, пока они не соответствуют всем этим критериям. А ведь огромную роль для взросления играет именно то, воспринимают ли тебя взрослым другие люди и можешь ли ты играть роль, которая убедит других (и тебя самого) в том, что ты способен нести ответственность.

Трансформирующий опыт

Во взрослой жизни люди часто начинают акцентировать внимание на том, чего им не хватает. Уильямс Браун, автор книги Adulting, в 20 лет была сосредоточена на своей карьере. Несмотря на это, она ловила себя на том, что она с сожалением наблюдает за своими ровесниками, которые завели семью и детей:

«Было трудно смотреть на то, чего ты хотела и до сих пор хочешь, а это есть у других людей. При этом я прекрасно осознавала, что моя жизнь — это последствия моих собственных решений».

Сейчас Уильямс Браун 31 год, и она недавно вышла замуж. Я спросила ее, чувствует ли она себя сейчас более взрослой, достигшей своих целей.

«Мы с мужем встречались почти четыре года до свадьбы и долго жили вместе, поэтому я не думала, что свадьба что-то изменит. В эмоциональном плане я чувствую себя более крепко и надежно.

На днях мой муж сказал, что он чувствует себя и старым, и молодым одновременно. Молодым — потому что открылась новая глава в жизни. Старым — потому что найден ответ на вопрос, с кем ты хочешь провести свою жизнь, а это большая веха.

Но… В моей раковине по-прежнему полно грязной посуды».

Пожалуй, самым трансформирующим опытом для перехода ко взрослой жизни считается родительство. Это не означает, что бездетные люди не могут считаться взрослыми. Но вот для тех людей, у кого дети есть, словно срабатывает тот самый переключатель. Дженсен Арнетт в своем интервью 1998 года сказал:

«Наиболее часто в качестве собственного маркера перехода от юности ко взрослости люди называют рождение своего ребенка».

Если взрослением считать (по Берроу) комбинацию внутреннего чувства ответственности с убежденностью окружающих людей в том, что у тебя эта ответственность есть, рождение детей — это идеальная ситуация. Именно в этом случае ты чувствуешь себя взрослым, а другие люди уверены в этом.

Крайне важной валютой сегодня является чувство идентичности и цели, а дети дают и то и другое.

Помимо рождения детей часто упоминается и обратная ситуация — уход за престарелыми родителями. Эти две ситуации при удачном стечении обстоятельств позволяют достигнуть взросления в короткий период. Но взрослеть не обязательно быстро — этот процесс может быть медленным и постепенным. Взросление — это не какое-то событие, о котором можно написать в Facebook и ждать поздравлений. Взросление происходит тихо.

Куда уходит детство

Профессор Гриффин предлагает взглянуть на проблему детства и взросления с другой стороны и задать совсем иной вопрос: не «Когда можно считать меня взрослым?», а «Когда можно считать меня ребенком?».

Все так переживают за то, что молодежь слишком поздно взрослеет. Почему мы не волнуемся о тех, кто становится родителями в 15? Или за тех, кому приходится ухаживать за умирающими родителями еще ребенком? Порой случается так, что человеку приходится играть роль взрослого тогда, когда он еще к этому не готов. Интересно, такие люди переживают период формирующейся зрелости?

Выбирать, когда взрослеть, — это привилегия. Речь не столько о том, чтобы позволить себе дорогое обучение, сколько о том, чтобы иметь роскошь решать, когда брать на себя взрослую роль и иметь время подумать об этом.

Эта привилегия может сработать по-разному: кто-то проедет весь мир в погоне за работой своей мечты, а кто-то спокойно поживет в родительском доме, чтобы немного поразмышлять.

Взросление не всегда бывает желанным. Независимость может превратиться в одиночество. Ответственность может обернуться стрессом и тревогой.

Рейтинг брокеров бинарных опционов полностью на русском языке:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Идеально подходит для новичков и средне-опытных трейдеров.
    Бесплатное обучение и демо-счет!
    Дают бонус за регистрацию:

Минтц пишет о том, что некоторым образом взросление несколько обесценилось в культуре:

«Мы часто слышим, что взрослая жизнь — это жизнь, полная тревог и тихого отчаяния. Послевоенная литература — это истории о разрушенных мечтах, нереализованных амбициях, пошатнувшихся браках, семейном отчуждении».

В сравнении с романами XIX столетия, полных томительного ожидания взросления, романы второй половины XX века полны разочарования. В них сквозит вопрос: а хотим ли мы становиться взрослыми?

Уильямс Браун определила три элемента взросления: позаботиться о других, позаботиться о вещах, позаботиться о себе.

Это не так уж и просто:

«Если в доме кончилась туалетная бумага, никто, кроме меня, ее не купит. Если я недовольна своей жизнью, работой, отношениями, никто, кроме меня, это не исправит».

Минтц видит определенную долю вдохновения в голливудском картине взросления, но вовсе не в той части, где необходимо как можно раньше получить работу и завести семью:

«Многие думают, что после 26 жизнь идет под откос… Мне же кажется, что лучше знать, чем не знать. Лучше быть опытным, чем неопытным. Лучше быть искушенным, чем наивным».

Кроме этих двух взглядов на взросление существует еще миллион точек зрения. Взрослый возраст можно закрепить законодательно, но это может ни о чем нам не сказать. Наука может продвинуться в понимании зрелости, но и это не поможет нам повзрослеть. Общество может влиять на наши представления, но каждому из нас приходится строить свои личные рамки.

ТОП площадок для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Идеально подходит для новичков и средне-опытных трейдеров.
    Бесплатное обучение и демо-счет!
    Дают бонус за регистрацию:

Добавить комментарий